«Мнемотехника в работе учителя начальных классов по развитию речи»
« Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Константин Дмитриевич Ушинский
Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело, не у всех получается учиться хорошо. Многое зависит от того, как развита наша память. Недаром, профессор И. М. Сеченов считал память «основным условием человеческой жизни». Современному школьнику нужно удерживать и хранить большое количество информации. Что же получается: ребята, у которых плохая память, обречены на неуспех в учёбе?
Задача педагогов — разработать комплекс мер, которые помогут таким школьникам справиться с трудностями.
В своем выступлении я расскажу об одной такой технологии, которая называется –МНЕМОТЕХНИКА.
В переводе с греческого это «искусство запоминания»
История мнемотехники ведет « отсчет» едва ли не с первобытных времен. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность.
Сейчас интерес мнемотехники начинает возрождаться, ей пользуются не только воспитатели и педагоги, но и специалисты всех областей.
Искусство запоминания названо словом по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.
Пользовались мнемотехникой оказывется и такие знаменитости как Аристотель и Гиппократ.


Актуальность мнемотехники в том: что
-
Она облегчает детям овладение связной речи.
-
Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой опыт.
-
Ребенок с опорой на образную память устанавливает причинно- следственные связи, делает выводы, тем самым развивает логическое мышление.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать; последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе учитель предлагает и объясняет детям значение символов.
Первоклассникам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Например: ёлочка (какая?) колючая

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.
Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову,
например, «муравей». Он маленький ,но сильный. Или медведь-большой и сильный. и т.д
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат- это графическое или частично графическое изобржение предмета, явления природы, персонажа сказки.


На этом этапе работы с детьми постарше можно проводить игры типа
-
«Подскажи словечко»,
-
«Найди пару»
-
«Скажи по-другому» (синонимы)
-
«Скажи наоборот» (антонимы)
-
В ходе использования наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
-геометрические фигуры
-предметные картинки
-условные обозначения,силуэты, контуры и.т.д.

II этап: На 2 этапе нужно научить детей «читать» простые схемы, которые состоят из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой, чистоговоркой.
(идет пешком мышонок с мешком, Саша шапкой шишку сшиб, на окошке крошку –мошку ловит лапой наша кошка, 6 мышат в камышах шуршат)



Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
Мнемодорожка –ряд картинок (3-5) по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

III этап: и на 3 этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
-
для ознакомления детей с окружающим миром
-
при заучивании стихов
-
при пересказах художественной литературы
-
при обучении составлению рассказов
-
при отгадывании и загадывании загадок
-
для обогащения словарного запаса
-
при обучении составу числа
-
при воспитании культурно-гигиенических навыков
-
при воспитании навыков самообслуживания
-
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
-
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
-
чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
-
быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
-
соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
-
обучающие - содержат познавательный материал.
-
развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
-
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме, разучивание стихотворения.
Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Три медведя».
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка, Машенька; ёлочки, лес; 3,три медведя и т. д.
3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками и т.д. При этом дети пересказывают сказку на ранних этапах вместе с учителем, на более поздних этапах, прибегая к незначительной помощи учителя.
_________________________________________________________________
РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ.
-Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения.
Натальи Нищеевой «ЁЛОЧКА»
Послушайте его:
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
– «Перед нами елочка».
Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку).
Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем ….
Дальше- « шарики,фонарики» …Рисуем
Потом- « Зайчики и свечки»….Рисуем
И последняя « Звезды,человечки»…. Нарисовали…
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.
-А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым,
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Результаты:
-
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-
словарный запас выходит на более высокий уровень;
-
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.