Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

МОУ "Шубинская начальная общеобразовательная школа"
Иркутская область, Тулунский район, посёлок ж/д, ст.Шуба, ул. Клубная,2

Меню

Телефон доверия

Телефон горячей линии

Комитет по образованию администрации Тулунского муниципального района

8(39530) 4-00-53, 40-289, 40-120 

Телефон Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области

8(3952)53-02-57, 53-77-26

Региональная служба помощи детям

8(3952)32-48-90

Телефон доверия Службы экстренной психологической помощи

8-800-350-40-50

Уполномоченный по правам ребёнка Иркутской области

664011, г.Иркутск, ул.Горького, 31, каб.105, каб.120

Рабочие часы: понедельник-пятница: 09:00-13:00, 14:00-18:00

Приёмная: +7(3952)34-19-17,

                    +7(3952)24-21-45

Запись на приём: +7(3952)34-19-17

Электронная почта: rebenok.irk@mail.ru 

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области 

 

×

Warning

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Error loading library: joomla, Library not found.

Error loading library: joomla, Library not found.

Error loading library: joomla, Library not found.

В контексте требований ФГОС

Требование федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования к формированию читательской компетентности младших школьников повышает актуальность использования обучающих сказок на уроках в начальной школе.

Как педагогическое средство сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Посредством сказок учащиеся постигают многообразие мира, развивают опыт самопознания.

Обучающее воздействие имеют:

  • композиция сказки, которая строится на противопоставлении добра и зла, использовании фантастических, но конкретизированных по своей нравственной сути образов;
  • нравственный подтекст сказки; открытость его для проекций на внутренний мир самих учащихся; способность сказки стимулировать процессы самовоспитания;
  • динамизм сюжетных линий, делающий сказку особенно интересной и волнующей для учащихся.

Сказка дает возможность педагогу превратить процесс обучения в увлекательный, желанный и ожидаемый ребенком. Она помогает мотивировать учащихся на решение сложных учебно-познавательных задач и формирует у них опыт соучастия в поиске способов решения таких задач.

Понятие обучающей сказки

Обучающей считается сказка, текст которой используется в процессе обучения как средство обучения. К такой сказке можно отнести и готовый текст, и текст, созданный самим учителем или учеником.

Это полезно знать
Принято считать, что на искусственно созданных сюжетах сказки ребенок проигрывает в своей психике взаимоотношение внутренних психических объектов и тем самым обучается, как взаимодействовать в будущем с внешними объектами. Горский А.В. утверждает, что сказка учит преодолению конфликта противоположностей. Без такого опыта все новое уже взрослый человек воспринимает с большей тревогой.

Обучающие функции сказки реализуются при соблюдении следующих условий:

  • текст сказки осмыслен педагогом и адаптирован для его трансляции в процессе учебного занятия (урочного или внеурочного);
  • заранее продумано обучающее воздействие сказки на учащихся, особенно в части мотивации их познавательной деятельности;
  • подготовлена наглядность, сопровождающая работу со сказкой в процессе учебного занятия;
  • ход урока разработан в деталях, определено место обучающей сказки в решении триединой дидактической цели урока;
  • продумано содержание подготовительной работы с учащимися, обеспечивающей обучающее воздействие сказки.

Далеко не каждая, даже самая содержательная сказка станет обучающей без должной подготовительной работы. От учителя будет зависеть и то, насколько доступным для учащихся окажется смысл сказки, и то, насколько сильной будет ее воздействие на познавательную мотивацию учащихся.

Фактор познавательной мотивации

Поскольку сформированность познавательной мотивации является одной из причин проблем в успеваемости учащихся, учителю необходимо развивать познавательную мотивацию так же системно и планово, как он развивает предметные умения и навыки. Задача учителя – создать у школьников устойчивую мотивацию достижения успеха.

Посредством обучающих сказок можно редуцировать позицию неуспевающего и повысить самооценку каждого школьника. Обучающая сказка содействует созданию в учебном коллективе атмосферы творчества и демократического сотрудничества между учителем и учеником.

Так, например, на уроках обучения грамоте используются русские народные сказки «Теремок» и «Репка». Учащиеся с увлечением пересказывают и обыгрывают эти сказки. В игровой форме закладываются основы читательской компетентности учащихся: понимание темы и идеи текста, осознание роли использованных изобразительно-выразительных средств, диалог с автором текста.

Сказки, создаваемые конкретным педагогом

Особым обучающим воздействием обладают сказки, которые пишет сам педагог под цели отдельно взятого учебного занятия. Эффект таких сказок трудно переоценить, поскольку их текст органично входит в содержание всего учебного материала.

Обучающая сказка – это разновидность повествовательного текста, речевой жанр, который создается в соответствии с конкретными задачами обучения и воспитания. Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления и умения составлять и сочинять сказки.

Специально написанные сказки интегрируются в содержание учебного занятия посредством намеренно подобранных сюжетов и действующих лиц.

Пример

Приведем пример обучающей сказки для урока окружающего мира по теме: «Комнатные растения».

Жил-был купец. Была у него большая дружная семья. Дочки у купца были работящие, в саду цветочки, грядки прополоты, ни одной травинки. Собрался как-то раз купец на базар и позвал к себе дочерей. Спрашивает, что им привезти в подарок. Старшая попросила чудо-лейку, средняя попросила чудо-тяпку, а младшая чудо-цветок, и чтобы не на улице рос, а дома на подоконнике! Отправился купец в дорогу. Быстро нашел он все гостинцы для дочек. Рады были красавицы! Старшая и средняя все на огороде свои чудо-лейку и чудо-тяпку испытывают, стоят и команды отдают, а младшая дома сидит за чудо-цветком следит. Но через день сник цветок. Младшая дочка плачет. Отправил купец посыльного за волшебницей, что жила в лесу.

Что посоветовала бы волшебница?

Полить цветок живой водой или …

С помощью подобного рода сказок можно организовать этап погружения в тему урока, если задать учащимся следующий вопрос: «Ребята, как вы думаете, почему цветок стал вянуть? (Предполагаемый ответ: младшая дочь неправильно за растением ухаживала.) Ответы учащихся станут основой формулирования ими темы урока.

Роль сказки в формировании функциональной грамотности учащихся

Как показывает опыт анализа результатов комплексных контрольных работ по курсу начальной школы, большие успехи демонстрируют учащиеся, обладающие функциональной грамотностью, с развитым умением находить нужную информацию в тексте и проецировать ее на субъективные познавательные потребности.

С целью развития у учащихся функциональной грамотности можно предложить учащимся комплексную работу со сказкой.

Пример

Внимательно прочитай текст и выполни предложенные задания:

Показалось однажды венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней такого: лежи да жди, пока в тебя сор наметут!

А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. То ли дело у веника: знай, мети себе в удовольствие!

И решили они однажды своими работами поменяться.

Веник назвался совком.

Совок назвал себя веником.

И что тут началось!..

Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник – мусор, что на него сыпали – в ведро относить.

Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду сор, а в центре комнаты – совок и веник без сил лежат.

Задание 1. Как бы ты озаглавил этот текст? Выбери один из предложенных вариантов. Свой ответ подчеркни.

Чей труд легче?

Ссора веника и совка.

Легкая работа.

Задание 2. Выдели в тексте красным цветом те действия, которые свойственны совку, но несвойственны венику, а зеленым – те действия, которые свойственны венику, но не свойственны совку.

Задание 3. Какие из утверждений соответствуют тексту? (Поставь знак «+»)

 

Эта история произошла из-за зависти.

 

Совок очень хотел стать веником.

 

Придя домой, хозяева ужаснулись.

 

Совку и венику понравилось меняться местами.

Задание 4. Какая из пословиц не соответствует тексту?

 

За чужим погонишься – свое потеряешь.

 

В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется, мал покажется.

 

Не устоять худу против добра.

 

Берут завидки на чужие пожитки.

Сказки, создаваемые учащимися

Обучающая сказка отвечает всем требованиям развивающего обучения. Ее основной целью является – знакомить, развивать, воспитывать.

Умение сочинять самостоятельно формируется не сразу, конечно, учащиеся используют похожие сюжеты, калькируют сказки, меняя имена героев, место и т. д. Задача учителя – помочь ребенку абстрагироваться от уже знакомых сюжетов. На уроках литературного чтения регулярно следует давать задания на развитие умения фантазировать, предвидеть, предугадать.

В качестве разминок на уроке литературного чтения учащимся можно дать задание сочинить сюжет сказки по определенной теме. Желающие могут продолжить работу над сказкой дома. Если такие задания давать в системе, то проблема с написанием сочинения в старших классах отпадет.

Пример

Приведем в пример сказку, сочиненную учеником к Неделе математики в начальной школе

Путешествие в царство Математики

В одном маленьком городе, в уютном небольшом домике жила обычная семья. Необычным казалось лишь то, что девочки-сестрицы, были очень разными. Аленушка – умница, рукодельница, все ей было интересно. А Варьюшка – любила играть, гулять и никогда не помогала своей семье, считала что справятся и без нее.

И вот однажды с Варьюшкой случилось невероятное, когда девочкам нужно было идти в школу. Дорога до школы не близкая, и Аленушка старалась идти быстро, чтобы не опоздать на уроки, а Варьюшка все время отвлекалась: то цветочек красивый увидит, то камушек заметит. Так и получилось, что одна сестрица ушла вперед в школу, а другая задержалась. Совсем скоро девочка увидела симпатичного котенка, подкралась поближе и заметила, что котенок был весь в знаках и цифрах, прямо, как в учебнике по математике у сестрицы Аленушки. И показалось ей, что как будто котенок зовет ее за собой. Варьюшка и не заметила, как попала в необычный мир и оказалась перед преградой.

Высокий ровный забор напоминал столь знакомые единицы.

На калитке висело задание: «Вписать ту цифру, которая соответствует количеству единиц в заборе».

Выполнив задание, Варьюшка вошла на территорию. Она увидела огромное дерево, с веток которого свисали уравнения и примеры. Но не менее удивительными казались цветы, переливающиеся разными красками в форме геометрических фигур, небывалой красоты.

На озере плавали величавые птицы, очень напоминающие цифру «2».

Над головой кружились незнакомые существа. Их вид вызывал улыбку.

Извилистая дорожка уводила вдаль. Чтобы пройти по ней девочке пришлось выполнить очередное задание: «Пройди по цифрам на дорожке так, чтобы в сумме получилось число „48“».

Приближаясь к замку (внушительному зданию в виде восьмерки), она вдруг поняла, что попала в царство математики, где все вокруг было сделано из цифр и знаков.

Встречала ее сама царица математики, облаченная в наряд из скрепок. Она пригласила девочку на чай из свежих решений с добавкой примеров. Конечно, удивительно было сидеть на перевернутой цифре «4», за столом в виде цифры «0», чашки были похожи на цифру «5». Угощения на столе вызывало не меньшее удивление. Ведь попробовать пряник в форме «+», крекер в виде «*» и печенье в виде «9» вызывало огромное удовольствие!!!

Очень понравилось Варьюшке в гостях, и стало ей интересно, как математике удается поддерживать порядок, дисциплину и точность в своем царстве. А она ответила: «Все в моем царстве складно и ладно, потому что все делают свою работу, каждый помогает другому, и еще потому, что есть у меня помощники-друзья: ручка, карандаш, линейка и стерка. И когда мы все вместе, тогда мы сила и наука».

Приемы работы со сказками

Приемы работы со сказками различны.

К наиболее общим приемам следует отнести:

  • чтение по ролям;
  • инсценирование;
  • создание иллюстраций;
  • постановку вопросов (беседа с героем сказки);
  • письмо сказочному герою.

Выбор приема работы должен быть обусловлен его планируемым обучающим воздействием.

Для достижения обучающего эффекта необходим «разогрев», для которого можно использовать игры, предметы, создающие соответствующую обстановку. При переходе к работе над сказкой учитель может «изменить» свою внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Прием костюмирования можно применить и к учащимся.

Если работа над сказкой проходит в течение нескольких учебных занятий, то можно сделать «Пропуск в сказку», который учащиеся группы должны получить каким-либо необычным способом (по жребию, на нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.).

Обучающий эффект можно усилить приемом «призывания» сказки, когда учащиеся как бы приглашают ее (например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине и др.).

Наши контакты

 

 

Иркутская область Тулунский район поселок ж/д, ст.Шуба, ул.Клубная, 2 Телефон (админ.):  89140019586 E-mail: subinskaj@yandex.ru Сайт: http://shuba.tulunr.ru/

 

Полезные ссылки

 

Минпросвещения России (edu.gov.ru)   

Информационно-коммуникационные технологиии в образовании http://www.ict.edu.ru/  

Федеральный образовательный портал  http://www.neo.edu.ru/ 

Сайт фонда поддержки российского учительства http://www.fpru.org/ 

Сайт журнала "Вестник образования"http://www.vestnik.edu.ru/ 

Сайт "Учительская газета" http://www.ug.ru/ 

Сайт издательского дома "Первое сентября" http://www.1september.ru/ru/


 

 

 

 

 

 

Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов  в соответствии с ФЗ «О персональных данных от 27.07.2006 года»

 

Администратор сайта


 

Семёнова Наталья Николаевна

 E-mail: sem.nat1992@yandex.ru

 

 

 

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?