Это полезно знать
Междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом» предполагает, что выпускники начальной школы научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Выпускники приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Опора на эмоционально-ценностную сферу личности учащихся способствует осмыслению ими содержания и художественной формы произведения, помогает интерпретировать авторский замысел на основе своих впечатлений. Целый ряд связанных с этим умений предложен для внесения в содержание междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом», входящей в программу формирования УУД учащихся.
Разработчики примерной основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования рекомендуют ориентировать обозначенную междисциплинарную программу на формирование у учащихся навыков «использования полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях»5.
На этапе интерпретации и рефлексии учащиеся, помимо оценки своего эмоционального состояния, осмысливают собственную деятельность на уроке и ее результаты с точки зрения достижения учебной цели, определяют положительные моменты и трудности, оценивают свою работу и работу своих товарищей, выдвигают предположения о дальнейшей работе с произведением (темой), выбирают для себя наиболее интересные творческие задания.
Рассмотренные выше этапы, приемы и методы работы с текстом, характер межличностного взаимодействия учителя с учащимися должны найти отражение в структуре урока.
Технологическая карта урока
Конструирование технологической карты (см. приложение) связано с возможностью отразить в структуре и содержании урока специфику взаимодействия учителя и ученика, что весьма актуально при реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании.
+
При конструировании урока с помощью технологической карты учитель может не только отразить все его этапы, но и последовательность своих действий и действий учащихся, которые приведут в конечном итоге к достижению запланированного результата. Поскольку читательская компетентность младшего школьника — основа его дальнейшего самообразования и саморазвития, на уроке учитель должен создать условия не только для развития художественно-эстетического вкуса детей, но и обучения продуктивным формам общения в повседневной жизни.
Включение учащихся в ситуацию с игровым сюжетом |
Принимают предложенную учителем игровую ситуацию, называют свои ассоциации к слову «сокровище», проявляют уважение к чужому мнению, не критикуют. Выделяют существенное свойство и на основе этого определяют принцип группировки, аргументируют свою точку зрения, высказывают предположения о значении слова «сокровище», проверяют предположение по словарю |
Беседа по содержанию прочитанного |
Включаются в беседу. Отвечают на вопросы учителя. Прогнозируют по элементам названия и автору тему предстоящего урока, ориентируются по оглавлению |
Этап анализа текста |
|
Аналитическая беседа |
Читают и слушают сказку, прогнозируют содержание, задают вопросы автору, отвечают на вопросы одноклассников. Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст с целью подтверждения своего ответа. Выделяют существенные моменты сюжета, ключевые эпизоды, размышляют над характерами героем, над сюжетом рассказа. Анализируют смысл пословиц, объясняют их значение, аргументируют ответы. Участвуют в беседе, делают вывод об идее, обобщают полученные сведения и впечатления |
Рефлексивный этап |
|
Учитель организует рефлексию, предлагает учащимся вспомнить два значения слова «сокровище», достать из «сундучков» свои слова, записанные на протяжении всего урока, распределить их на две группы: материальные и нематериальные. |
Принимают позицию рефлексирующего, высказывают собственные суждения по обсуждаемой проблеме, делают вывод о роли чтения в жизни людей. Называют способы деятельности на уроке. Формулируют свое отношение к описываемым событиям и героям. Планируют дальнейшую самостоятельную работу по прочитанному произведению исходя из своих предпочтений к различным видам творческой деятельности |