Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

МОУ "Шубинская начальная общеобразовательная школа"
Иркутская область, Тулунский район, посёлок ж/д, ст.Шуба, ул. Клубная,2

×

Warning

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Error loading library: joomla, Library not found.

Error loading library: joomla, Library not found.

Error loading library: joomla, Library not found.

Error loading component: com_content, Component not found.

Это полезно знать
Междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом» предполагает, что выпускники начальной школы научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Выпускники приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Опора на  эмоционально-ценностную сферу личности учащихся способствует осмыслению ими содержания и художественной формы произведения, помогает интерпретировать авторский замысел на основе своих впечатлений. Целый ряд связанных с этим умений предложен для внесения в содержание междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом», входящей в программу формирования УУД учащихся.

Разработчики примерной основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования рекомендуют ориентировать обозначенную междисциплинарную программу на формирование у учащихся навыков «использования полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях»5.

На этапе интерпретации и рефлексии учащиеся, помимо оценки своего эмоционального состояния, осмысливают собственную деятельность на уроке и ее результаты с точки зрения достижения учебной цели, определяют положительные моменты и трудности, оценивают свою работу и работу своих товарищей, выдвигают предположения о дальнейшей работе с произведением (темой), выбирают для себя наиболее интересные творческие задания.

Рассмотренные выше этапы, приемы и методы работы с текстом, характер межличностного взаимодействия учителя с учащимися должны найти отражение в структуре урока.

Технологическая карта урока

Конструирование технологической карты (см. приложение) связано с возможностью отразить в структуре и содержании урока специфику взаимодействия учителя и ученика, что весьма актуально при реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании.

+

При конструировании урока с помощью технологической карты учитель может не только отразить все его этапы, но и последовательность своих действий и действий учащихся, которые приведут в конечном итоге к достижению запланированного результата. Поскольку читательская компетентность младшего школьника — основа его дальнейшего самообразования и саморазвития, на уроке учитель должен создать условия не только для развития художественно-эстетического вкуса детей, но и обучения продуктивным формам общения в повседневной жизни.

Включение учащихся в ситуацию с игровым сюжетом
1. Учитель предлагает учащимся назвать слова, с которыми ассоциируется слово сокровище. Все слова, названные детьми, фиксируются на доске, учитель должен распределить их в две группы: «материальные» и «нематериальные» (не называя принцип группировки и не обращая внимание детей на это).
2. После завершения мозгового штурма учитель просит назвать принцип, по которому распределились слова.
(Дети могут ответить, что в одной из групп — вещи, драгоценности, в другой — то, что мы ценим в людях, качества характера и т. п.).
Организация работы учащихся со словарем
1. Учитель предлагает уточнить значение слова «сокровище» по словарю. (у слова два значения: драгоценность, дорогая вещь и нечто очень ценное, дорогое для кого-нибудь).
2. Учитель просит учащихся зафиксировать результат своих размышлений и написать на листе бумаги 1–2 слова, отвечая на вопрос, что в настоящий момент является для них самым ценным, дорогим, и вложить в конверт — «сундучок».
К концу урока в этом сундучке наберется довольно много сокровищ

Принимают предложенную учителем игровую ситуацию, называют свои ассоциации к слову «сокровище», проявляют уважение к чужому мнению, не критикуют. Выделяют существенное свойство и на основе этого определяют принцип группировки, аргументируют свою точку зрения, высказывают предположения о значении слова «сокровище», проверяют предположение по словарю

Беседа по содержанию прочитанного
1. Учитель организует беседу по следующим вопросам:
• понравилась ли вам история про девочек?
• о каком сокровище говорится в рассказе? (О дружбе.)
• кому принадлежит это сокровище? (Ане и Кате).
2. Учитель призывает учащихся пополнить «сундучок» сокровищем, которое они обрели, осмысляя текст.
3. Учитель сообщает детям о том, что Аня и Катя — герои одноименной книги священника Николая Булгакова (демонстрирует книгу в печатном или электронном виде), и спрашивает учащихся, хотели бы они познакомиться с ними поближе и побольше узнать о дружбе этих девочек?
Организация работы с учебником
1. Учитель сообщает, что в учебнике есть рассказ из этой книги, просит найти его в оглавлении по имени одной из девочек, по фамилии автора и по названию раздела, который дети изучают («Я и мои друзья»).
2. Учитель называет тему урока (Н. Булгаков «Анна, не грусти!»), номер страницы в учебнике. Учитель напоминает детям о том, что на уроке они ищут сокровища. Найти сокровища им поможет названный рассказ

Включаются в беседу. Отвечают на вопросы учителя. Прогнозируют по элементам названия и автору тему предстоящего урока, ориентируются по оглавлению

Этап анализа текста

Аналитическая беседа
1. Учитель организует первичное чтение рассказа детьми вслух (по смысловым частям), в момент кульминации читает сам учитель.
2. Беседа по содержанию прочитанного(при чтении используется прием антиципации: организуется сравнение сделанных детьми предположений и фактов авторского текста).
Вопросы:
• какие чувства у вас вызвало это произведение?
• что понравилось? Что удивило? Сбылись ли прогнозы?
3. Работа над сюжетом и оценкой характеров героев организуется в процессе фронтальной беседы и выборочного чтения:
• кто оказался в трудной ситуации? В чем была трудность?
• как себя вела Аня по отношению к Кате вначале и потом?
• какие чувства она к ней испытала, когда увидела ее в больничном сером халате?
• чему радовалась Катя в больнице и печалилась Аня, после того как проведала Катю?
• в каких словах выражена главная мысль рассказа?
Обучение навыкам выделения главной мысли текста
1. Работа в группах: учитель предлагает прочитать пословицы, выбирая те, которые иллюстрируют главную мысль текста.
2. По итогам групповой работы учитель проводит беседу:
• на какие важные, но порой незаметные нам проблемы хотел обратить внимание автор?
• как бы вы охарактеризовали его отношение к миру, к людям?
• каким должно быть наше сердце по отношению к бедам другого человека?
• в чем смысл дружбы между людьми?
• почему порой люди незнакомые называют друг друга братьями, сестрами, что их может объединять?
3. Учитель призывает учащихся пополнить «сундучки» новыми сокровищами

Читают и слушают сказку, прогнозируют содержание, задают вопросы автору, отвечают на вопросы одноклассников. Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст с целью подтверждения своего ответа. Выделяют существенные моменты сюжета, ключевые эпизоды, размышляют над характерами героем, над сюжетом рассказа. Анализируют смысл пословиц, объясняют их значение, аргументируют ответы. Участвуют в беседе, делают вывод об идее, обобщают полученные сведения и впечатления

Рефлексивный этап

Учитель организует рефлексию, предлагает учащимся вспомнить два значения слова «сокровище», достать из «сундучков» свои слова, записанные на протяжении всего урока, распределить их на две группы: материальные и нематериальные.
1. Рефлексия относительно достижения результата — разрешения проблемы:
Учитель спрашивает учащихся, какие сокровища важнее всего для человека? Почему?
2. Рефлексия относительно способов учебной деятельности:
Учитель спрашивает учащихся, что помогло им ответить на вопрос?
3. Рефлексия относительно мотивов деятельности:
Учитель задает вопросы:
• понравились ли вам прочитанные на уроке рассказы Н. А. Булгакова?
• в какой книге можно найти другие его рассказы про Аню и Катю и узнать, чем закончилась история про больницу?
Учитель предлагает детям пополнить «сундучок» с сокровищами:
чем мы можем дома пополнить свой сундучок? Например, добрыми делами, красивыми поступками, старательным отношением к выполнению задания и т. п.
Учитель дополняет домашнее задание: прочитать сказку выразительно по ролям, передавая характер героев; пересказать сказку близко к тексту для своих родителей (брата, сестры); рассказать свою историю о дружбе и взаимопомощи

Принимают позицию рефлексирующего, высказывают собственные суждения по обсуждаемой проблеме, делают вывод о роли чтения в жизни людей. Называют способы деятельности на уроке. Формулируют свое отношение к описываемым событиям и героям. Планируют дальнейшую самостоятельную работу по прочитанному произведению исходя из своих предпочтений к различным видам творческой деятельности

 

Полезные ссылки

 

Минпросвещения России (edu.gov.ru)   

Информационно-коммуникационные технологиии в образовании http://www.ict.edu.ru/  

Федеральный образовательный портал  http://www.neo.edu.ru/ 

Сайт фонда поддержки российского учительства http://www.fpru.org/ 

Сайт журнала "Вестник образования"http://www.vestnik.edu.ru/ 

Сайт "Учительская газета" http://www.ug.ru/ 

Сайт издательского дома "Первое сентября" http://www.1september.ru/ru/


 

 

 

 

 

 

Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов  в соответствии с ФЗ «О персональных данных от 27.07.2006 года»

 

Администратор сайта


 

Семёнова Наталья Николаевна

 E-mail: sem.nat1992@yandex.ru